Чуа Теан Тенг (или просто Тенг, как он подписывает свои работы) - самый выдающийся художник Малайзии в батике. Тэнг адаптировал традиционное и очень древнее ремесло росписи по ткани и впервые использовал батик как новую форму изобразительного искусства. Его мастерство позволило Тенгу выразить дух этой прекрасной азиатской страны и повседневной жизни ее народа.
Зоркий глаз и уверенная рука художника подметила элегантность малазийской жизни, преимущественно в сельских мотивах: жители деревни занимаются своими повседневными делами или отдыхают, дети играют. Тематика Тэнга теплая и простая, а его искусство придает свежесть уникальному местному колориту.
Тенг родился в городе Фуцзянь, Китай, в 1914 году. Он был сыном торговца, занимавшегося импортом и экспортом. Его интерес к искусству проявился, когда он был еще маленьким ребенком, и родители поощряли его.
У Тэнга счастливые воспоминания о детстве, и они часто отражаются в его работах.
Формальное художественное образование он получил в Художественном институте Сямэнь. В возрасте 18 лет он переехал в Малайзию со своими родителями, чтобы помочь отцу в его торговой компании. Он вел разнообразную жизнь, но в течение этих лет он всегда был художником. Времена были тяжелые для неизвестного художника, во время Второй мировой войны стало ещё труднее. Когда война закончилась, Тенг управлял фабрикой батика, но она с трудом сводила концы с концами.
Постепенно Тенг начал вводить новшества в искусство батика. Но только через годы экспериментов и упорной работы он смог реализовать свои способности как художника и мастера батика.
Первой успешной картиной был автопортрет, выполненный в технике пуантилизма с использованием красного, зеленого, чёрного и желтого цветов по белой ткани. Этот важный эксперимент стал поворотным моментом, с тех пор Тенг осознал в себе серьезное стремление поднять живопись батика до уровня новой формы изобразительного искусства.
Вскоре была готова первая небольшая коллекция работ. Он показал свой батик энтузиастам искусства, доктору Лим Ки Лян и его жене Патрисия Лим из библиотеки Пенанга. В сентябре 1955 года миссис Лим вместе с г-ном Уилфредом Пембоу (Университет Сингапура) и г-ном Джеймсом Мэнди (региональный директор британского Совета) представили первую персональную выставку Тенга, организованную Советом искусств Пенанга.
Выставка имела немедленный успех и была восторженно принята публикой. Это было действительно памятное и важное достижение для Тэнга, который много лет добивался признания батика как изобразительного искусства.
Тенг - художник, который склонен к преувеличениям в своем искусстве: маленькие головы на больших и мускулистых телах с искаженными конечностями, извивающимися в движении. Его цвета прекрасно вписываются в композиции, фигуры словно купаются в экзотических оттенках. Тем не менее, он выполняет эти преувеличенные фигуры с самобытным стилем, заманивая зрителя в мир своего воображения.
Успех Тенга в живописи батика становился всё более широким. В 1956 году была устроена еще одна персональная выставка, около 100 работ, в Сингапурском художественном обществе, которое было ведущей художественной группой в Малайе в то время. Излишне говорить, что это был еще один успех.
Первая международная выставка Тэна состоялась в 1959 году в Институте искусств Содружества в Лондоне. Она была организована Федеральным правительством по запросу Совета искусств. Это было впервые, когда правительство спонсировало зарубежную выставку какого-либо малайского художника.
Его дебют на Западе был впечатляющим, зрители были в восторге от его искусства и большинство его работ были проданы уже в день открытия. Британский совет предоставил Тэнгу стипендию, и он провел несколько месяцев в Великобритании, проводя выставки своих работ в Англии и Ирландии.
В том же году федеральное правительство заказало фреску «Малайзийская жизнь» для своего нового офиса в Канберре, Австралия. В 1960 году Малайская табачная компания заказала фреску под названием "Малайские продукты"; и он также выиграл открытый конкурс, организованный Университетом Малайи на тему "Малайское сельское хозяйство".
Тэнг был награжден Почетной грамотой в 1962 году, когда его работы были показаны на Первой Международной художественной выставке в Сайгоне, Вьетнам. На следующий год, в апреле 1963 года, Совет по делам искусств спонсирует издание поздравительных открыток. Были выбраны работы «Открой секрет» Тенга и «Рыба» и "Сельская жизнь" Сью Кенга.
На следующий год, в апреле 1963 года, Совет искусств спонсировал персональную выставку работ Тэна в Британском Центре в Куала-Лумпуре, Малайзия. Выставка имела огромный успех, её посетили многие почетные гости, в том числе Ее Величество Пермайсури Агунг (Королева Малайзии) и британский консул. Представители Национальной художественной галереи и Университета Малайи покупают его работы в свои коллекции, наряду с другими коллекционерами произведений искусства. Среди зрителей, посетивших выставку, был известный автор Хан Суйин, главы университов, иностранные послы и другие высокопоставленные лица.
В феврале 1965 года Национальная художественная галерея Малайзии в Куала-Лумпуре представила персональную выставку Тенга перед его выставками в Европе. В каталоге этой выставки было сказано: «Это всего лишь второй раз, когда Национальная художественная галерея предоставила художнику в Малайзии возможность персональной выставки, и это воздаёт должное Тэнгу как создателю искусства батика".
В 1965 году Институт Содружества снова пригласил Тенга провести еще одну выставку. Институт также приобрел две картины Тенга под названием «Изготовление батика» и «Сбор листьев Сире» для своих коллекций.
В 1977 году Институт Содружества чествовал Тэна, когда его пригласили в качестве единственного представителя Малайзии на выставку «Художники славы Содружества» в Лондоне. Выставка была организована Художественной галереей Института Содружества по случаю празднования Серебряного юбилея коронации королевы Елизаветы II.
Когда он участвовал в выставке в Европе в 1965 году, Международный детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) выбрал его батик "Двое", изображающий детей на руках матери в качестве поздравительной открытки. Он первый малайзиец, удостоенный этой чести.
Помимо росписи батика, Тен также работает в различных техниках, включая масло, смешанную технику, гуашь, ксилографию и скульптуры.
Его картины выражают его восторг от естественной, неискушенной красоты, его сострадание к человечеству представлены в стиле, который одновременно является своеобразным, но в то же время отражает живой дух Малайзии. Доминирующими в его работах являются изображения матерей и детей. Он обладает исключительной чувствительностью, изображая материнскую любовь и нежность.
Международное признание заслуженно принадлежит Тенгу, который так много сделал для признания батика как вида изобразительного искусства. Его репутация "Отца и Мастера Батика" - лучшая награда.
В Пенанге есть его собственная галерея, где демонстрируются работы Тенга и его сыновей, Сью Тена, Сью Кенга и Сью Кека.